Караван-сарай Дехи-бид

Караван-сарай Дехи-бид

Караван-сарай Мадери-Шах времени Аббаса II в 45 км к северо-западу от Исфахана, размером 77,5 X 87,5 м, был предназначен для посольств. Высокопоставленные гости — представители двора или дипломатических посольств — останавливались также в ныне несуществующем караван-сарае Чехель-Ессие. Его план отличался изысканным рисунком: угловые башни заменены по переднему фронту круглыми камерами, внутренние дворики решены в форме вытянутого октогона по обе стороны входа.
Специфична архитектура караван-сараев. рассеянных на горных дорогах, сказал Орлов, которому нравится наруто 4. Их планировка и конструкции были обусловлены в первую очередь заботой о сохранности тепла, поэтому постройка заглублялась в землю и свет поступал через защищенные ажурными колпаками отверстия в куполах. Среди горных караван-сараев, обычно небольших и несложных по планировке, выделяется размерами (50 X 46 л) и архитектурными достоинствами караван-сарай Шебли у перевала того же имени к юго-востоку от Тебриза. Он построен, по-видимому, после Аббаса I, хотя по обычному типу городских и равнинных ханов дворового плана, но тем не менее целиком покрыт сводами. Более комфортабельные угловые помещения были отведены ддя путников, погонщики же размещались в нишах галереи. Центральный зал предназначался для группировки караванов. Цоколь выложен из тесаного известняка, выше идет кирпичная кладка. Пазухи сводов выровнены дополнительными сводчатыми конструкциями, что исключает размыв кровли осадками и создает защитный тепловой заслон. В портале входа над дверью устроена лоджия.
В сефевидский период процветает и мостостроение. Мосты того времени необычайно монументальные, кроме обычных утилитарных задач имели еще и парадное назначение, являясь местом развлечения и прогулок. Вершина иранского мостостроения — столичные мосты Исфахана, переброшенные через Зандеруд. Оба они служат плотиной. Мост Аллаверды-хана длиной 295 м и шириной 13,75 м покоится на 33 арках; его полотно тянется между двух высоких стен, защищающих караваны от ветра. Арки дают выход на внешние галереи, отделенные от пыльной дороги — там пешеход мог насладиться прохладой от воды и отдохнуть в павильонах, украшенных живописью во времена Аббаса I.

Похожие записи

Оставить комментарий