Прогностические конструкты

Прогностические конструкты

Задача психологической оценки — получить сведения о человеке, который обследуется, с тем чтобы можно было дать некое заключение о его личности. В сфере И/О психологии такой вывод чаще всего связан с тем, насколько хорошо кандидат на должность будет справляться с работой. По сути, требуется выяснить тот конструкт, который, по нашему мнению, весьма важен для успеха в профессиональной деятельности. Им являются интеллект, амбиции, навыки межличностного взаимодействия, способность справляться с фрустрацией, готовность к обучению и т. д. Как же оценить эти качества человека? И/О психологи разработали множество прогностических методик, призванных помочь в принятии верного решения — нанимать или не нанимать кандидата. Обсуждению этих прогностических методик посвящена вся следующая часть данной главы, сказала Антонова, которую интересует свадебный видеограф. В большинстве случаев их можно классифицировать по двум параметрам.
Первый касается того, направлен ли предиктор на измерение непосредственно интересующего нас конструкта или на измерение примеров такого же поведения, которое проявится при выполнении работы. Допустим, нужно узнать, подходит ли человек на должность механика. На основании данных анализа работы известно, что для осуществления подобной профессиональной деятельности требуются умения обращаться с оборудованием, инструментами и диагностировать технические неполадки. Мы решаем оценить технические способности с помощью письменного теста технического мышления. Он должен показать, в какой мере человек обладает техническими знаниями, но не дает оснований для оценки умения обращаться с оборудованием и инструментами. Вместе с тем можно показать человеку какой-либо вышедший из строя механизм и сказать: «Этот аппарат, по-видимому, сломан. Попробуйте найти и устранить неполадку». Поведение кандидата, когда он определяет причины и характер неисправности и пытается отремонтировать механизм, будет наблюдаться и оцениваться экспертами. Это называется «оценкой поведенческих образцов», поскольку она касается действий, выполняемых на работе. Такой метод позволяет определить умение человека обращаться с инструментами, используемыми в проверке оборудования и исправлении неполадок. Однако у него есть существенное ограничение: все замыкается на одном неисправном техническом устройстве; ему не хватает широты охвата письменного теста. Кроме того, метод оценки поведенческих образцов направлен на определение того, способен ли человек установить и устранить неполадки в настоящем, но не дает оснований судить, сможет ли работник овладеть подобными действиями при соответствующем обучении. Эти и другие вопросы будут рассмотрены, когда речь пойдет о прогностических методах.
Второе различие между предикторами обусловлено временным аспектом: измеряют ли они явления в настоящем или в прошлом. Интервью направлено на оценку личностных характеристик в настоящее время, поскольку интервьюер оценивает речь, манеру общения и поведения человека. Оно также используется для прогнозирования того, насколько хорошо человек будет справляться с работой. Вместе с тем прогностическая методика может выявлять и факт того, отмечалось ли подобное поведение в прошлом. Примером может служить рекомендательное письмо предшествующего нанимателя или начальника по прежнему месту работы. Вполне реально создать прогностические методики, оценивающие поведение и в настоящем, и в прошлом. Таковыми, скажем, оказываются интервью. Менеджер по персоналу способен оценивать поведение человека во время собеседования, а также задавать вопросы об опыте профессиональной деятельности кандидата.

Похожие записи

Оставить комментарий